Герб МарГУ
424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина 1
тел: +7 (8362) 641-541
e-mail: prk@marsu.ru

Преподаватели кафедры

Валитов Георгий Николаевич родился 6 марта 1949 г. в д. Букленда Мишкинского района Башкирской АССР. Окончил историко-филологический факультет Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской (1974) по специальности «Русский язык и литература, марийский язык и литература» с присвоением квалификации «Учитель русского языка и литературы, марийского языка и литературы». В 1975–1978 гг. обучался в аспирантуре Тартуского университета. Научный руководитель – доктор филологических наук, академик П. Аристэ.

Ученая степень и звание: кандидат филологических наук (1979), доцент (1984).

Канд. дисс. «Подлежащее в марийском языке» (Тартуский университет, 1978).

Работа в университете: старший преподаватель (1978), зам. декана историко-филологического факультета (1978–1984), доцент кафедры русского языка и литературы (1983), зав. кафедрой русского и общего языкознания (с 1990 г. по настоящее время), ученый секретарь диссертационного совета по специальности «Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (финно-угорские и самодийские языки)» (1990), член УМО по филологии университетов РФ (1996).

Награды и почетные звания: Почетная грамота Правительства РМЭ (1999), «Заслуженный деятель науки РМЭ» (2005), «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2009).

Область научных интересов: синтаксис простого осложненного предложения марийского и русского языков.

Публикации: 27 научных трудов и учебно-методических работ.

Основные труды: О субъекте деепричастных конструкций в марийском языке // Труды по финно-угроведению. Тарту, 1980. С. 123–137; Контрольные задания по русскому языку для слушателей подготовительных курсов. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 1984. 18 с.; Письменные работы по синтаксису современного русского языка. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 1990. 24 с.; О присоединительных конструкциях в марийском языке // Изменения в волжско-финских языках. Турку, 1994. С. 126–131.

Абукаева Любовь Алексеевна родилась 25 декабря 1969 г. в д. Новоключево Мишкинского района Башкирской АССР, доктор филологических наук, профессор кафедры русского и общего языкознания. Окончила историко-филологический факультет Марийского государственного университета (1992) по специальности «Русский язык и литература» с присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». В 1993–1996 гг. обучалась в аспирантуре Марийского государственного университета. Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Ю.В. Андуганов.

Ученая степень и звание: доктор филологических наук (2005), доцент (2001).

Канд. дисс. «Принципы классификации и история сложноподчиненных предложений нерасчлененной структуры в марийском языке» (Марийский государственный университет, 1996).

Докт. дисс. «Экспрессивные синтаксические конструкции в марийском языке» (Марийский государственный университет, 2005).

Работа в университете: преподаватель кафедры русского и общего языкознания (1992–1993), зав. кабинетом финно-угорской филологии (1995), старший преподаватель кафедры русского и общего языкознания (1997), доцент кафедры русского и общего языкознания (1999), профессор кафедры русского и общего языкознания (с 2006 г. по настоящее время).

Награды почётные звания: Почётная грамота Государственного Собрания РМЭ (2007).

Область научных интересов: синтаксис современного русского языка, синтаксис современного марийского языка, экспрессивный синтаксис, поэтика марийского фольклора, общее языкознание.

Публикации: 85 научных и учебно-методических работ.

Основные труды: Из истории сложноподчиненных предложений нерасчлененной структуры в марийском языке // Финно-угроведение. 1997. №3. С. 26–39; Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры в марийском языке. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2000. 96 с.; Выражение ограниченности синтаксическими фразеологизмами в марийском и русском языках // Материалы Международной научной конференции «Сохранение традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и проблема устойчивого развития». М., 2004. С. 317–320; Синтаксические фразеологизмы в марийском языке. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2005. 192 с.; Фразеологизированные конструкции со значением несогласия, непринятия, отрицания в марийском языке // Linguistica Uralica. 2006. № 2. С. 94–102; Ойöрö: кугезе ой да илыш умылымаш. Йошкар-Ола: Марий Эл Республикын тÿвыра, печать да калык кокласе паша шотышто министерствыже. Республикысе калык усталык рÿдер, 2007. 48 с.; Синтаксические фразеологизмы со значением превосходства в марийском языке // Конференция по уральским языкам, посвященная 100-летию К.Е. Майтинской. Тезисы Международной научной конференции / Институт языкознания РАН. М., 2007. С. 7–10.

Ахмадуллина Светлана Владимировна родилась 27 июня 1972 г. в г. Волжске Марийской АССР. Окончила филологический факультет Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской (1994) по специальности «Русский язык и литература» с присвоением квалификации «Учитель русского языка и литературы». В 1997-2001 гг. обучалась в аспирантуре Казанского государственного педагогического университета. Научный руководитель – заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Татарстан, заслуженный учитель РТ, доктор педагогических наук, профессор Л.З. Шакирова.

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук (2003), доцент (2008).

Канд. дисс. «Системно-функциональный подход к изучению глаголов движения студентами-мари в «Практическом курсе русского языка» (Нижегородский государственный педагогический университет, 2002).

Работа в пединституте и университете: ассистент кафедры русского языка МГПИ им. Н.К. Крупской (1995), старший преподаватель кафедры русского языка МГПИ им. Н.К. Крупской (2000), доцент кафедры русского языка (2003-2008), доцент кафедры русского и общего языкознания (с 2008 г. по настоящее время).

Область научных интересов: современный русский язык; культура речи и риторика.

Публикации: 16 научных трудов и учебно-методических работ.

Основные труды: Функционально-семантические особенности глаголов движения в предложении и тексте как основных учебных единицах // Актуальные проблемы преподавания филологии в вузе и школе. – Казань, 2000. С. 160-162; Обоснование необходимости использования функционально-семантического подхода при обучении грамматическим категориям и формам русского языка как неродного. – Йошкар-Ола, 2001. С. 114-116; Основные вопросы функционирования категории вида в сфере глаголов движения (для национальной аудитории) // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: Толерантность и интеграция: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2004. С. 80-87; Система упражнений при изучении темы «Глаголы движения»: Практикум для студентов, обучающихся по специальности 050302 «Родной язык и литература». – Йошкар-Ола: Изд-во Марийского гос. пед. ин-та, 2007. 32 с; О национально-русском двуязычии // Языковые и культурные контакты различных народов: Международная научно-практическая конференция. – Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2007. С. 13-15; Русские глаголы движения и их марийские эквиваленты: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 050302 «Родной язык и литература». – Йошкар-Ола: Изд-во Марийского гос. пед. ин-та, 2007. 32 с; Методические рекомендации и учебные задания по некоторым аспектам темы «Глагол»: Методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальностям 050301, 050302 «Русский язык и литература», «Родной язык и литература». – Йошкар-Ола: Изд-во Марийского гос. пед. ин-та, 2007. 20 с; О системно-функциональном подходе в практике обучения неродному языку // Русский язык как интеллектуальная ценность и как учебный предмет: Всероссийская научно-практическая конференция. – Чебоксары: Изд-во Чувашского гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева, 2008. С. 50-54.

Журавлёв Сергей Александрович родился 15 февраля 1973 г. в г. Йошкар-Оле Марийской АССР. Окончил историко-филологический факультет Марийского государственного университета (1995) по специальности «Русская филология» с присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». В 1998–2001 гг. обучался в очной аспирантуре Марийского государственного университета по специальности «Теория языка». Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор А.Т. Липатов.

Учёная степень и звание: кандидат филологических наук (2004), доцент (2008).

Канд. дисс. «Идеологемы и их актуализация в русском лексикографическом дискурсе» (Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина, 2004).

Работа в университете: преподаватель кафедры русского и общего языкознания (1995–1998), старший преподаватель кафедры русского и общего языкознания (1999–2005), доцент кафедры русского и общего языкознания (с 2005 г. по настоящее время). В 2003–2006 гг., с 2008 г. по настоящее время – заместитель декана по воспитательной работе. С 2004 г. – председатель профбюро историко-филологического факультета (впоследствии факультета филологии и журналистики). Организатор и ведущий гуманитарного клуба «Логос» (с 2002 г. по настоящее время).

Область научных интересов: лексикология и лексическая семантика, лексикография, стилистика и культура речи, русское и общее языкознание, философия языка, социолингвистика, юрислингвистика.

Публикации: 50 научных и учебно-методических работ.

Основные труды: Эмпирическое поле лексикографии как источник ментальных обобщений // Теория языкознания и русистика: наследие Б.Н. Головина: сб. статей по материалам международной научной конференции, посвященной 85-летию профессора Бориса Николаевича Головина. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 2001. С. 120–123; Психосемантическая роль стереотипов в организации идеологического универсума // Актуальные проблемы современного научного знания. VI Вавиловские чтения: сборник научных статей. Йошкар-Ола: Мар. гос. техн. ун-т, 2003. С. 199–205; Уверены ли Вы в том, что говорите по-русски правильно? Йошкар-Ола, 2007; Современный русский язык. Лексическая семантика и лексикология: учебно-методический комплекс. Йошкар-Ола, 2007; Региональный словарь русской субстандартной лексики. (Йошкар-Ола. Республика Марий Эл). Москва: ЭЛПИС, 2009 (в соавторстве с А.Т. Липатовым); Защита национального языка как необходимая часть языковой политики и речевой практики // Социальная синергетика и актуальная наука: Глобализация. Глобалистика. Потенциалы и перспективы России в глобальном мире: сборник научных трудов / под общей ред. проф. В.П. Шалаева. Йошкар-Ола: Мар. гос. техн. ун-т, 2010. С. 269–278; Идеологема как манипулятивное средство языка // Вестник лаборатории аналитической филологии / глав. ред. И.П. Карпов. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2010. Вып. 4. С. 36–51.

Ильин Михаил Иванович родился 6 ноября 1951 г. в дер. Луначарка Горномарийского района Марийской АССР. Окончил Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской (1975) по специальности «Русский язык и литература» с присвоением квалификации «Учитель русского языка и литературы». В 1983–1986 гг. обучался в аспирантуре при НИИ национальных школ МО РФ. Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Никольская.

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук (1987), доцент (1992).

Канд. дисс. «Совершенствование орфоэпических и интонационных навыков русской речи студентов мари» (Институт национальных проблем образования при МО РФ, 1987)

Работа в пединституте и университете: ассистент кафедры русского языка МГПИ им. Н.К. Крупской (1978–1982), старший преподаватель кафедры русского языка МГПИ им. Н.К. Крупской (1986–1991), доцент кафедры общего и сравнительного языкознания МГПИ им. Н.К. Крупской (1992–2008), доцент кафедры русского и общего языкознания (2008 г. по настоящее время).

Награды и почетные звания: Почётная грамота Министерства образования Республики Марий Эл (2001), Почётная грамота Министерства образования Российской Федерации (2001), Почётная грамота Министерства образования Республики Марий Эл (2005), Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2005), почётная грамота Марийского института образования (2007).

Область научных интересов: марийско-русское двуязычие.

Публикации: 30 научных трудов и учебно-методических работ.

Основные труды: Интонационная интерференция в русской речи мари // Вопросы марийского языка: Грамматика и лексикология. Йошкар-Ола, 1986. С. 85–97; Орфоэпические и интонационные ошибки в русской речи студентов мари. Йошкар-Ола, 1986. 23 с.; Интонационные системы русского и марийского языков (краткий сопоставительный анализ). Йошкар-Ола, 1990. 27 с.; Некоторые особенности составления лингафонного пособия по фонетике, орфоэпии, интонации (для студентов национальных отделений педвуза) // Проблемы изучения и преподавания филологических дисциплин в школе и вузе: Тезисы докладов. Йошкар-Ола, 1990. С. 35–36; Олимпиада по русскому языку // Марий Эл учитель. 1994. № 1. С. 32–66; Межъязыковая транспозиция и интерференция и их учет в обучении русскому произношению в марийской школе // III Вавиловские чтения. Социум в преддверии XXI века: итоги пройденного пути, проблемы настоящего и контуры будущего. Ч. 1. Йошкар-Ола, 1999. С. 360–363; Критерии и нормы оценки по русскому языку в 5–11 классах русской и нерусской школы (в таблицах, схемах, с иллюстративным материалом): пособие для учителя. Йошкар-Ола, 2001. 51 с.; О фонемном составе марийских литературных языков // Актуальные проблемы межъязыковых и межкультурных контактов. Йошкар-Ола, 2004. С. 46–52.

Калинина Алевтина Анатольевна родилась 28 марта 1956 г. в п. Санчурск Кировской области. Окончила историко-филологический факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина (1973) по специальности «Русский язык и литература». В 1984–1987 гг. обучалась в аспирантуре Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, в 2004–2007 гг. – в докторантуре Московского педагогического государственного университета. Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор В.В. Бабайцева.

Ученая степень и звание: кандидат филологических наук (1989), доцент (1995).

Канд. дисс. «Структурные и семантические свойства синкретичных предложений, выделяемых по цели высказывания» (Московский государственный педагогического институт им. В.И. Ленина, 1989).

Область научных интересов: синтаксис современного русского языка.

Публикации: 65 научных трудов.

Основные работы: Риторический вопрос среди различных типов предложений // Русский язык в школе. 1986. №4. С. 97–101; Утверждение и отрицание в вопросительно-предположительных предложениях // Филологические науки. 2008. № 2. С. 108–116; Лексические средства выражения утверждения/отрицания // Преподаватель ХХI века. 2008. № 3. С. 117–124; «И вам не страшно..? (Утверждение и отрицание в вопросительных предложениях) // Русская речь. 2009. № 6. С. 71–75; Экспрессивно-отрицательные вопросы // Русская словесность. 2010. № 2. С. 37–42; Утверждение и отрицание в условиях гипотетической модальности // Русский язык: исторические судьбы и современность. IV Международный конгресс исследователей русского языка. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет. 20–23 марта 2010 г. Труды и материалы. М.: МГУ. С. 424–425.

Карташова Елена Павловна окончила с отличием историко-филологический факультет Марийского государственного педагогического института (1981) по специальности «Русский язык, литература» с дополнительной специальностью «Педагогика» с присвоением квалификации «Учитель русского языка и литературы. Методист по воспитательной работе». В 1985–1988 гг. обучалась в аспирантуре Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской. Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Н.А. Кондрашов.

Ученая степень и звание: доктор филологических наук (2002), профессор (2004).

Канд. дисс. «Язык прозы М.Д. Чулкова: лексика и синтаксис» (МОПИ им. Н.К. Крупской, 1988).

Докт. дисс. «Стилистика прозы В.В. Розанова» (МГОУ, 2002).

Область научных интересов: проблемы исторической стилистики и стилистики русского языка, а также современные парадигмы исследования текста (антропоцентрическая, интертекстуальная, семиотическая, лингвистика текста, системный филологический анализ).

Осуществляет научное руководство аспирантами. Подготовила двух кандидатов наук.

Публикации: 86 научных трудов и учебно-методических работ.

Основные труды: «Стилистика прозы В.В. Розанова» Монография. М.: МГОУ, 2001. 379 с.; «Гуманистический потенциал сочинений В.В. Розанова: опыт филологической интерпретации». Монография. Йошкар-Ола: МГПИ, 2004. 120 с.

Лаврентьева Алевтина Гурьевна родилась 23 ноября 1960 г. в с. Семи-Сола Моркинского района Марийской АССР. Окончила историко-филологический факультет Марийского государственного университета (1983) по специальности «Русский язык и литература» с присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». В 1984–1987 гг. обучалась в аспирантуре ЛГУ им. А.А. Жданова. Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент О.С. Мжельская.

Ученая степень и звание: кандидат филологических наук (1988), доцент (1998).

Канд. дисс. «Названия дождей и облаков в псковских говорах (структурно-семантический и ареальный анализ)» (ЛГУ им. А.А. Жданова, 1987).

Работа в университете: старший преподаватель кафедры русского и общего языкознания (1991), доцент кафедры русского и общего языкознания (с 1995 г. по настоящее время)

Область научных интересов: русские народные говоры, городская речь российской провинции.

Публикации: 35 научных трудов и учебно-методических работ.

Основные труды: Названия дождей в псковских говорах (лексико-семантическая конструкция «мелкий, моросящий дождь») // Псковские говоры в их прошлом и настоящем: Межвуз. сб. науч. трудов. Л., 1998. С. 82–89; Имя личное как средство называния коммерческих предприятий // Актуальные проблемы межъязыковых и межкультурных контактов: Материалы региональной научной конференции, посвященной 70-летию со дня рождения профессора Л.П. Грузова. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. С. 106–109; Фонетические изменения в современных русских говорах северо-восточной части Республики Марий Эл // Актуальные проблемы межъязыковых и межкультурных контактов: Материалы региональной научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения профессора Л.П. Грузова. – Йошкар-Ола, 2007. С. 166–170; Русская диалектология. Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности «Филология. Русский язык и литература». – Йошкар-Ола, 2010. 35 с.

Наумова Наталия Вадимовна родилась 5 июня 1979 г. в с. Сметанино Санчурского района Кировской области. Окончила историко-филологический факультет Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской (2001) по специальности «Филология» с присвоением квалификации «Учитель русского языка и литературы». В 2002-2005 гг. обучалась в аспирантуре Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор С.А. Арефьева.

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук (2006).

Канд. дисс. «Развитие логического мышления учащихся на уроках русского языка (на материале обучения тексту типа рассуждения)» (Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской, 2006).

Работа в пединституте и университете: ассистент кафедры русского языка (2002-2004), преподаватель кафедры русского языка (2004-2005), старший преподаватель кафедры русского языка (2006-2008), доцент кафедры русского и общего языкознания (с 2009 г. по настоящее время).

Область научных интересов: методика изучения стилистики в школе.

Публикации: 14 научных и учебно-методических работ.

Основные труды: Развитие логического мышления учащихся на уроках русского языка (на материале обучения тексту типа рассуждения): монография / Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2010. 159 с.; Обучение сочинению-рассуждению в школе: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2010. 40 с; Коммуникативно-развивающая технология обучения тексту типа рассуждения: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2010. 56 с.

Петухова Светлана Васильевна родилась 14 апреля 1969 года в п. Новый Торъял Новоторъяльского района Марийской АССР. Окончила филологический факультет Марийского государственного педагогического института имени Н.К. Крупской (1991) по специальности «Русский язык и литература» с присвоением квалификации «Учитель русского языка и литературы». В 1995–1998 гг. обучалась в аспирантуре МПГУ. В 2005–2006 гг. являлась соискателем ученой степени кандидата педагогических наук при кафедре русского языка МГПИ им. Н.К. Крупской. Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор С.А. Арефьева.

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук (2006).

Канд. дисс. «Педагогические условия активизации мыслительной деятельности школьников при изучении сложноподчиненных предложений с омонимичными средствами связи» (МГПИ им. Н.К. Крупской, 2006).

Работа в пединституте и университете: преподаватель-стажер кафедры общего и сравнительного языкознания МГПИ им. Н.К. Крупской (1991), ассистент кафедры общего и сравнительного языкознания МГПИ им. Н.К. Крупской (1992), старший преподаватель кафедры общего и сравнительного языкознания МГПИ им. Н.К. Крупской (2002), доцент кафедры русского языка МГПИ им. Н.К. Крупской (2007), доцент кафедры русского и общего языкознания (с 2008 г. по настоящее время).

Область научных интересов: функционирование грамматических единиц в тексте; развитие умственных способностей учащихся в процессе работы над текстом.

Публикации: 14 статей и учебно-методических работ.

Основные труды: Сборник олимпиадных заданий по русскому языку: 2003-2004 учебный год / сост. С.А. Арефьева, С.В. Петухова. – Йошкар-Ола: «Марийский институт образования», 2004. – 36 с; Сборник олимпиадных заданий по русскому языку / сост. С.В. Петухова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2008. – 60 с; Изучение сложноподчиненных предложений с омонимичными средствами связи на уроках русского языка: учебно-методическое пособие / Мар. гос. ун-т; сост. С.В. Петухова. – Йошкар-Ола, 2009. – 64 с; Обучение разграничению союза и союзного слова в вузе и школе / С.В. Петухова // Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – М.: Ремдер, 2007. – С. 172-175.

Тимофеева Людмила Ивановна родилась в д. Марьино Юринского района Марийской АССР. Окончила историко-филологический факультет Казанского государственного университета (1975) по специальности «Русский язык и литература» с присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». В 1981–1984 гг. обучалась в аспирантуре МГУ им. М.В. Ломоносова. Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Т.С. Тихомирова.

Учёная степень и звание: кандидат филологических наук (1998), доцент (2000).

Канд. дисс. «Семантика субстантивных словосочетаний в русском и польском языках» (Казанский государственный педагогический университет, 1998).

Работа в университете: ассистент кафедры русского языка и литературы (1975), ассистент (1984), старший преподаватель (1992), доцент кафедры русского и общего языкознания (с 1998 г. по настоящее время).

Область научных интересов: сопоставительное изучение словообразования и синтаксиса русского и польского языков, функционирование именных форм в этих же языках.

Публикации: 35 научных трудов и учебно-методических работ.

Основные труды: О вариативных зависимых компонентах субстантивных словосочетаний в русском языке (в сопоставлении с польским) // Словообразование и семантика современного русского языка. Казань, 1991. С. 90–97; Структурно-семантические особенности субстантивных словосочетаний со значением назначения в русском и польском языках // Исследования по семантике. Уфа, 1993. С. 89–100; Субстантивные словосочетания с объектно-определительной семантикой в русском и польском языках // Проблемы изучения отношений эквивалентности в славянских языках. М., 1997. С. 222–230; Номинализированные конструкции как компоненты семантической структуры предложения (на материале русского и польского языков) // Актуальные проблемы современного научного знания. VI Вавиловские чтения: Сб. науч. статей. Йошкар-Ола, 2003. С. 238–243; Проспективный подход и его роль в сопоставительном изучении производных лексем // Россия–Польша: Филологический и историко-культурный дискурс: Сборник статей участников международной научной конференции. Магнитогорск, 2005. С. 320–323; О некоторых аспектах сопоставительного изучения производных прилагательных // IV Международные Бодуэновские чтения. Казань, 2009. С. 267–269.

Тонкова Елена Георгиевна родилась 7 июля 1975 г. в г. Йошкар-Оле. Окончила историко-филологический факультет Марийского государственного лингвистического университета (2000) по специальности «Русская филология» с присвоением квалификации «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». В 2003–2006 гг. обучалась в аспирантуре Нижегородского государственного университета им. Н.А. Добролюбова. Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор М.А. Грачёв.

Учёная степень и звание: кандидат филологических наук (2007).

Канд. дисс. «Морфологические особенности речевого субстандарта (на материале русского арго)» (Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2006).

Работа в университете: преподаватель кафедры русского и общего языкознания (2000–2007), методист кафедры русского и общего языкознания (2007–2008), старший преподаватель кафедры русского и общего языкознания (с 2008 г. по настоящее время).

Область научных интересов: грамматические особенности русского речевого субстандарта, словообразование и морфология современного русского языка.

Публикации: 15 научных статей. Основные труды: Об изучении морфологических особенностей социальных диалектов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. Вып. 4 (48). С. 61–63; Об изучении морфологических особенностей русского арго // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 1. С. 105–106; Об актуальности изучения морфологических особенностей русского арго // Актуальные проблемы межкультурных и межъязыковых контактов: Материалы региональной научной конференции, посвящённой 75-летию со дня рождения Л.П. Грузова. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2007. С. 257–261; Об изучении грамматических особенностей русского речевого субстандарта // Язык и межкультурная коммуникация: Материалы Международной научно-практической конференции 19–20 ноября 2009 г. Великий Новгород, 2009. С. 341–345.

Христолюбова Татьяна Анатольевна родилась в г. Йошкар-Оле Марийской АССР. Окончила историко-филологический факультет Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской по специальности «Филология» с присвоением квалификации «Учитель русского языка и литературы, иностранного языка». В 2000–2004 гг. обучалась в аспирантуре Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор С.А. Арефьева.

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент.

Канд. дисс. «Система пропедевтической работы по предупреждению грамматических ошибок (на материале изучения имени существительного в 6-м классе)» (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2006).

Область научных интересов: организация урока русского языка, методика грамматики, развития речи, методика внеклассной работы в школе, культура речи, обучение орфографии и пунктуации, история русского языка.

Публикации: 16 научных трудов и 2 учебно-методических пособия.

Основные труды: Внеклассная работа по русскому языку: учебно-метод. пособие. Йошкар-Ола, 2009. 152 с; Уроки русского языка: типы, структура, планирование: учеб. пособие. Йошкар-Ола, 2010. 168 с.; Формы и виды контроля знаний, умений и навыков учащихся 5 класса по теме «Имя прилагательное» // Новые аспекты в преподавании русского языка в школе и вузе: материалы международной научно-практической конференции (12–13 марта 2002 г.) / сост. и науч. ред. проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. – М.: МПГУ, 2002. С. 229–233; Морфологические ошибки в устной и письменной речи учащихся // Новые аспекты преподавания русского языка в условиях би- и полилингвизма: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения Г.А. Анисимова (3 декабря 2004 г.) / сост. Л.П. Бирюкова, М.Г. Вазанова. Чебоксары: ЧПГУ им. И.Я. Яковлева, 2005. С. 191–199; Упражнения, направленные на предупреждение грамматических ошибок в письменной речи учащихся // Филологический анализ текста в школе и в вузе: сб. науч. тр. / науч. ред. проф. С.А. Арефьева. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2005. С. 84–89; Анализ внеклассного мероприятия по русскому языку в педагогическом вузе // Альманах современной науки и образования. Научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля: в 3-х ч. Ч. 2 (21): Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы. Тамбов: «Грамота», 2009. С. 146–148; Психолого-педагогические причины появления грамматических ошибок в речи детей // Альманах современной науки и образования: научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля: в 2-х ч. Ч. 2 (33). Тамбов: Грамота, 2010. С. 174–176.