Герб МарГУ
424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина 1
тел: +7 (8362) 688-002
e-mail: rector@marsu.ru

Лежнина Лариса Викторовна

Преподаваемые курсы

  • "Введение в профессию"
  • "Основы психологии семьи"
  • "Психология развития и возрастная психология"
  • "Планирование теоретического и эмпирического исследования"
  • и др.

Время и место проведения консультаций:

  • понедельник, 14.00-15.00 каб. №335, уч.к. №1, ул. Кремлевская, 44

Написать письмо

Лежнина Лариса Викторовна

Заведующий кафедрой психологии развития и образования

Электронная почта: flouers@mail.ru

Номер телефона: 68-79-76

Образование и ученая степень, звание:
  • Марийский государственный педагогический институт им. Н.К.Крупской (1986-1990) – «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (1990-1995) – Кандидат психологических наук
  • Московский педагогический государственный университет (2006-2009) – Доктор психологических наук
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:
  • «Вопросы поддержки деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций» (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, 2012)
  • «История и философия науки» (Самарский государственный технический университет, 2013)
  • Тренинг «Оценка предшествующего обучения, портфолио и персональное обучение» (Европейский центр оценки предшествующего обучения (EC-VPL)Нидерланды, 2014);
  • «Информационные технологии в деятельности преподавателя вуза» (Марийский государственный университет, 2015);
  • «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» (Чувашский государственный педагогический университет, 2018)

Знание языков: английский

Общий стаж работы: c 1989 года

Стаж педагогической деятельности: c 1989 года

Стаж работы по специальности: c 1989 года

Научные интересы:
  • Психология образования
  • Психология развития
  • Психология семьи
  • Кросcкультурная психология

Количество опубликованных работ: 170

Основные публикации:

Учебники и учебные пособия:

  • Домрачева С.А., Лежнина Л.В., Морова Н.С. Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы Марийского государственного университета. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2017. – 123 с.;
  • Лежнина Л.В. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Йошкар-Ола: МарГУ, 2013. – 120 с.; Лежнина Л.В. Основы возрастной психологии. - Душанбе: РТСУ, 2012. – 152 с.;
  • Лежнина Л.В. Психология развития: кейсы. - Душанбе: РТСУ, 2011. – 96 с. и другие

Статьи в научных журналах:

  • Лежнина Л.В. Социальный интеллект современных студентов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017 (17). - №2. – С.138-139.
  • Лежнина Л.В. Эффекты технологии профильного обучения будущих психологов образования в период адаптации к обучению в вузе // Казанский педагогический журнал - 2016. – №5. - С.70-76. Лежнина Л.В. Результат современного профессионального обучения: компетентность, компетенции или готовность к деятельности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2015. - № 3 (47). – С.30-34.
  • Слепухин А.В., Лежнина Л.В. Методика формирования у студентов компетенции проектирования персональной образовательной среды как компоненты общепрофессиональной компетентности // Педагогическое образование в России. - 2015. - №7. - С. 127-136.
  • Лежнина Л.В. Современный стандарт профессионального обучения: каким он может быть? // Психология обучения. – 2014. - №12. – С.5-15.
  • Лежнина Л.В. Становление практической психологии образования: кросскультурный анализ // Психологическая наука и образование. – 2008. – №1. – С. 31-37. и другие

Статьи в профессиональных журналах:

  • Лежнина Л.В., Домрачева С.А. Формирование межкультурной толерантности личности средствами тренинга профилактики конфликтности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. Электронный журнал. - 2016. - №6 (73). - C.56-65.
  • Результат современного профессионального обучения: компетентность, компетенции или готовность к деятельности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2015. - № 3 (47). – С.30-35.
  • Методика формирования у студентов компетенции проектирования персональной образовательной среды как компоненты общепрофессиональной компетентности // Педагогическое образование в России. - 2015. - №7. - С. 127-136.
  • Современный стандарт профессионального обучения: каким он может быть? // Психология обучения. – 2014. - №12. – С.5-15.
  • Психологические основы учебно-профессиональной деятельности студента Вестник университета (РТСУ). – 2012. - №1. – С. 182-188.
  • Подготовка старшеклассников к учебно-профессиональной деятельности в вузе // Воспитание школьников. – 2009. – №3. – С. 50-55; №4. – С. 64-66.
  • Психология в профильной социально-гуманитарной подготовке учащихся // Профильная школа. – 2009. – №1. – С. 58-63.
  • Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. – №2. – С. 21-25.
  • Модель формирования готовности психологов образования к деятельности // Гуманизация образования. – 2009. – №1. – С. 44-49.
  • Системно-деятельностный подход к организации профессионального психолого-педагогического образования // Высшее образование сегодня. – 2007. – №9. – С. 33-35.
  • Дополнительное (профотборочное) испытание абитуриентов факультета педагогики и психологии Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – №5. – С. 3-8.
  • Становление практической психологии образования: кросскультурный анализ // Психологическая наука и образование. – 2008. – №1. – С. 31-36.
  • Кейс-метод в обучении педагогов-психологов: научно-методический аспект // Наука и школа. – 2008. – №5. – С. 68-70.

Главы в монографиях и сборниках научных трудов:

  • Лежнина Л.В. «Кейс-стади» как технология формирования профессиональных компетенций психологов и педагогов // Технологии реализации компетентностно-ориентированного обучения в современном вузе: коллективная монография / Мар. гос. ун-т; под ред.: Н.А. Бирюковой, С.Н. Федоровой. - Йошкар-Ола, 2014. – С. 277-303.
  • Лежнина Л.В. Формирование готовности учащихся к профессии психолога в профильном обучении: теория и технология // Инновационные образовательные технологии: теория и практика: монография / В.Ф. Воробьев, В.В. Иванова, И.Ш. Лактаева, Л.В. Лежнина и др. - Saint-Louis, MO, USA: Publishing House Science & Innovation Center, 2013. – С.95-115.
  • Лежнина Л.В. Формирование готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности. - М.: «Прометей», 2009. – 240 с. и другие

Награды и гранты:

  • Награды:
  • Лауреат Государственной премии Республики Марий Эл в области научной публикации естественных и гуманитарных наук имени М.Н. Янтемира (2013).
  • «Почетный работник сферы молодежной политики Росийской Федерации» (2006).
  • Почетная грамота Министерства образования России (2001).
  • Почетная грамота Государственного Собрания Республики Марий Эл (2009).
  • Почетная грамота Марийского государственного университета (2016).
  • Знак ЦК ВЛКСМ «За успехи в труде» (1989).
  • Гранты:
  • Групповой грант РГНФ (№97-06-080661а) (1997)
  • Грант Правительства Республики Марий Эл для молодых ученых (1998)
  • Грант Фулбрайт по программе научных обменов JFDP в США (2001-2002)
  • Грант II Ярмарки-форума социальных и культурных проектов РМЭ (2004)
  • Групповой грант «Лучшие инновационные проекты МарГУ» (2012)
  • Групповой грант программы Темпус (544410-TEMPUS-1-2013-1-IT-TEMPUS-JPHES) (2013-2016)
  • Групповой грант РГНФ (№ 15-16-12601) (2015)

Другая профессиональная деятельность:

Член экспертного совета РФФИ по региональному конкурсу Марий Эл (с 2016 г.). Член экспертного совета при Научно-методическом совете Министерства образования и науки Республики Марий Эл (с 2017 г.) Член Совета по непрерывному педагогическому образованию при Министерстве образования и науки РМЭ (с 2013 г.).